Киностудия «Ленфильм»
В начале Каменностровского проспекта находится весьма примечательный комплекс зданий: дом, обращенный своим главным фасадом к проспекту, корпус ресторана «Аквариум» и здание киностудии «Ленфильм».
Во второй половине XIX века этот участок земли приобрел купец 1-й гильдии Георгий Александрович Александров. По его замыслу, здесь должен был разместиться большой аквариум в несколько секций. Для аквариума предполагалось приобрести морских и пресноводных рыб и животных, организовать также бассейн с водными растениями. Аквариум показывали бы посетителям за плату. Рядом с аквариумом для гостей планировалось читать лекции о подводном растительном и животном мире. Этим грандиозным замыслам так и не суждено было осуществиться. Однако слово «Аквариум» закрепилось в народе за садом и рестораном, которые были открыты купцом на этом участке в мае 1886 года. Для гостей ресторана Александров устраивал также публичные выступления и концерты.
В конце XIX века к зданию ресторана было пристроено помещение для театра, рассчитанное на две с половиной тысячи человек. Сначала театр называли «Театром Александрова», но затем стали именовать также «Аквариумом». До 1893 года на сцене театра в основном шли оперы. Здесь нередко бывал великий композитор Петр Ильич Чайковский. Позже в театр стал увеселительным заведением, на его сцене ставились французские, английские и немецкие оперетты. 4 мая 1896 года в театре состоялась премьера одной из французских оперетт, однако приманкой для посетителей послужила отнюдь не она, а синематограф, который показывали перед третьим актом. Зрителям была показан программа «движущиеся фотографии» от французской фирмы «Синематограф Люмьера» - шагающие люди, поезд, подходящий к перрону станции, и др.
В начале XX века перед «Аквариумом» под руководством архитектора И.С. Петрова были возведены ограда, входной портал-ротонда и открытая сцена. Рядом с «Аквариумом» также построили два доходных дома (Каменностровский пр., №10 и 12) и здание Петербургского центрального рынка. Около северного корпуса рынка по инициативе Александрова была возведена часовня Божией Матери Иверской, автором которой выступил П. М. М У Л Ь Х А Н О В . Она была закрыта в 1923 году и до наших дней не сохранилась (сейчас на ее месте стоят жилые дома). В 1912 году в «Аквариуме» построили «Дворец льда», ставший первым в России зданием для искусственного ледяного катка.www.opeterburge.ru/sight_705_832.html



Н Е М Н О Г О И С Т О Р И И
Как человечество вышло из океана, так и отечественная Х муза, подобно Афродите, родилась в пенистых волнах петербургского «Аквариума». Пенилось в бокалах садового ресторана шампанское, по дорожкам фланировали камелии с русалочьим взором. Ощущение влаги, воды, океана обволакивало все вокруг. Да и фильмы, снятые в морском Петербурге, а затем — Ленинграде, хранят эту мистическую связь с водой — от «Понизовой вольницы», главная героиня которой, персидская княжна, находит успокоение в набежавшей волне до «Человека-амфибии, этой яркой романтической утопии о «морском дьяволе», которую можно назвать первой в списке культовых лент, снятых на «Ленфильме».
«Водяной», «Черномор», «Тритон» — подобными названиями в прошлом веке пестрели вывески ресторанов, кафе, кинематографов. Почти в каждом городе был свой »Аквариум». Все они вели происхождение от Берлинского аквариума, построенного в 1869 году на углу Унтер-ден-Линден и Фридрих-штрассе по проекту знаменитого Альфреда Брема, автора многотомной «Жизни животных». Купец Александров, опытный театральный администратор, решил создать в России нечто подобное. И создал. Детище его за 37 лет своей истории повидало многое, став колыбелью российского кино и резиденцией «Ленфильма», в павильонах которого родились многие шедевры отечественного и мирового кино...
Но отмотаем ленту назад.

Рождением и расцветом «Аквариум» обязан филантропу и меценату, купцу Георгию Александровичу Александрову (184 -1910). Бывший крепостной из тверского поместья Волконских, Егор Александров прибыл в столицу искать счастья и, начав мальчиком
в ресторане братьев Лейнер на Невском, вскоре стал мастером-кухмистером. Затем - совладельцем «Ливадии», «Аркадии» и других увеселительных заведений, пока не открыл ровно сто десять лет назад собственное дело - «Аквариум».
В конце ХIХ века дома 10-16 по Каменноостровскому проспекту принадлежали его матери, купчихе Матрене Антоновне Александровой (к 1908 году за ней остается лишь дом 14). В 1904 году Георгий Александров открыл Петербургский Центральный рынок
(дом 12, во дворе), а в 1907 году прикупил дом по Большой Ружейной 5 и Кронверкской 5а. На рынке Александрова можно было приобрести все. В лавках по Кронверкской (сейчас здесь цех комбинированных съемок «Ленфильма») торговали обувью, корзинами, фруктами, галантереей, табаком, суровскими товарами, посудой, молоком, курами, дичью, мясом, чаем и сахаром. На Ружейной находился трактир Расторгуевых, на Каменноостровском — парикмахерская Ришара и торговля светильниками. Сейчас в здании Петербургского Центрального рынка располагается павильон №5.
Скончался Георгий Александров, владелец «Аквариума», потомственный почетный гражданин Санкт- Петербурга, староста церкви Св. Сергия Радонежского при Мариинском офицерских детей приюте, учредитель бесплатного дома для бедных вдов и сирот, председатель богадельни и школы Ф.М. Садовникова и С. Герасимова для пожилых обедневших купцов, мещан и ремесленников, 22 ноября 1910 года.
Его сыновья, Василий и Александр, вместе с вдовой, Екатериной Савельевной,
в 1911 году создали товарищество на паях «Г.А.Александров», во владение которого перешли дома, театр с садом и рынок.
Младшая дочь Александрова, Ольга, умерла в блокаду и в 1942 году была похоронена на Серафимовском кладбище.
«В течение десятков лет «Аквариум», руководимый опытной рукой своего директора, был местом, где царит вечный праздник, смех и песни, где перед зрителем промелькнуло столько имен, красавиц, этуалей, бриллиантов», — писал в некрологе журнал «Артист и сцена».

Сад Аквариум был разбит на месте огородов, которые до постройки Троицкого моста в 1903 году в изобилии покрывали Петербургскую сторону.
Публичные сады с обязательным буфетом и открытой эстрадой в прошлом веке были непременной деталью городского ландшафта.
Здесь веселились, знакомились с барышнями, чиновники отдыхали от служебной рутины, блестящие бульвардье, устав фланировать по петербургским проспектам, сиживали за рюмкой коньяку. Отплясывали кэкуок и матчиш: «Матчиш хороший танец и очень жгучий, привез его испанец, брюнет могучий».
Вот как рисует атмосферу городского сада Бруно Шульц: «Там, точно траурные асфодели, горели тусклыми голубоватыми огоньками фонари. Каждый был обтанцован множеством тяжких, как пули, майских жуков, несомых косым боковым летом вибрирующих крылышек. Несколько их, упав, неуклюже ползали по песку, выпуклые, сгорбатившиеся жесткими надкрылками, под которые пытались сложить тоненькие развернутые летательные перепонки. По газонам и тропинкам прогуливались прохожие, увлеченные беззаботным разговором. Последние деревья нависали над дворами домов...”
Наверно, так же было и 110 лет назад, субботним вечером 31 мая 1886 года, когда на Каменноостровском 10, куда от Михайловской площади можно было добраться конкой, открылся сад «Аквариум».
«Гуляющие кружат и возвращаются, минуются и встречаются в симметричных, непрестанно повторяемых арабесках. Молодые люди в новых весенних шляпах небрежно держат в руке перчатки. Сквозь деревья и живые изгороди светятся в соседних аллеях платья девушек. Ходят девушки парами, покачивая бедрами, взбитые пеной воланов и
оторочек, неся, как лебеди, эти розовые и белые взбитости».
А вот — Владимир Гиляровский: «На середине огромной площадки с фонтаном, за столиками постоянные посетители... А кругом, как рыба в аквариуме, беспорядочно двигается публика в ожидании представления».
26 июня 1886 года в саду впервые выступила капелла Архангельского, с этого дня каждый вторник и четверг исполнявшая в «Аквариуме» народные песни и мелодии.
Александр Андреевич Архангельский (1846-1924), замечательный композитор и дирижер, создатель знаменитого смешанного хора (1880), в 1921 году одним из первых удостоился звания Заслуженный артист России.

4 июля 1886 года газета «Свет» сообщала, что «новое увеселительное заведение «Аквариум» с прекрасным оркестром под управлением г-на Энгеля и русским хором г. Архангельского начинает входить в моду и собирать довольно многочисленную публику».
Этому в огромной степени способствовала и фантазия владельца сада. Так, «Аквариум» стал местом, откуда в начале июня поднялся аэростат Технического общества. Для наполнения шара газом потребовалось 15 часов — в пять раз больше, чем предполагалось. Некто Эвальд и двое других воздухоплавателей, взявшие с собой голубей, в 5 часов утра крайне эффектно поднялись с территории сада на шаре, который плавно понесся в сторону Озерков.
12 июля на садовой эстраде дебютировали мандолинисты братья Прейс и Генриетта Прейс — эквилибристка на проволоке. 2 августа в саду было повторено благотворительное празднество в пользу «Общества попечения о бедных и больных детях».
После закрытия «Аркадии» и «Ливадии» публика стала усерднее посещать «Аквариум».
2 сентября 1886 года, как писали «Биржевые ведомости», в саду собралось более тысячи посетителей, «с большим усердием слушавших очень хороший оркестр, исполнение разнообразной и со вкусом составленной капельмейстером г. Энгелем программы, игру молоденьких виртуозок на скрипке — сестер Миланолло и хор цыган. Концертное отделение закончилось удачным фейерверком. Публика, видимо, осталась довольна программой, что можно было заключить из последних аплодисментов и криков «бис», после каждого исполняемого «нумера пиес», а также из того, что учредителю этого сада были поднесены от публики серебряный кофейный сервиз и большая серебряная ваза для фруктов...»
Особенным вниманием посетителей сада пользовались живые «почтовые открытки» нагие женщины, неподвижно, как статуи, застывшие на постаментах. Их тела были покрыты мелом — под гипс или мрамор, — или бронзовой краской, на головах красовались парики.
В каменном театре устраивались благотворительные «грандиозные ночные празднества» с пением и танцами, в которых участвовали актеры императорских театров, такие звезды как А.Вяльцева, В.Давыдов, К.Варламов. Все это завершалось летним маскарадом и фейерверком-монстром в саду.
31 мая 1911 года, вдень 25-летия открытия “Аквариума”, в саду, украшенном феерической иллюминацией, было устроено грандиозное гулянье, которое завершилось «блестящим, из ряда вон выходящим фейерверком работы А.Серебрякова».
На открытой сцене выступала труппа дрессированных собак, разыгравших четырехактную трагикомедию. «Собаки с замечательным юмором изображают тирольскую свадьбу, перепившихся гостей, изменяющую своему мужу жену и тп’
В сентябре сад закрылся.
«На земле, принадлежащей «Аквариуму» будет выстроен народный каменный театр в два яруса лож, с обширной галлереей для дешевых мест и с поместительным партером» («Свет», 5 августа 1886 года)
А. Поздняков.
======================================================

"ЛЕНФИЛЬМ" ХРАНИТ ПАМЯТЬ О ЛУЧШЕМ КАФЕШАНТАНЕ

В колыбели российского кинематографа Чайковский и Блок были зрителями
Свой нынешний адрес - Каменноостровский, 10, - "Ленфильм" обрел в конце 1924 года. До того на протяжении нескольких десятилетий этот уголок на улице Красных Зорь, как в ту пору именовался Каменноостровский проспект, был одним из любимых мест отдыха, где устраивались такие зрелища, которые удивили бы самых искушенных людей XXI века..
Увеселительный сад
Петербургскому купцу Георгию Александрову повезло с матерью. Матрена Антоновна Александрова владела домами 10-16 по нынешнему Каменноостровскому проспекту. Сын, обладавший предпринимательской жилкой, решил сделать недвижимость как можно более прибыльной. На сравнительно небольшом участке земли разместились Петербургский центральный рынок (сейчас в его здании находится ленфильмовский павильон № 5), трактир, парикмахерская, торговля светильниками. Но самым популярным местом у петербуржцев стал увеселительный сад "Аквариум".
Во второй половине XIX века подобные заведения в Европе вошли в моду. Георгий Александров, в 80-е годы XIX века бывший одним из владельцев сада "Аркадия", неподалеку от зоосада решил соорудить большой аквариум с бассейном для водных растений. Публике Александров намеревался показывать за плату различных морских и пресноводных рыб. Но развитие "Аквариума" пошло в другом направлении.
Торжественное открытие нового места отдыха с садом и рестораном состоялось 31 мая 1886 года. Уже с самых первых дней на деревянной эстраде играл оркестр под управлением Рейнгольда Энгеля, два раза в неделю выступал хор Архангельского. 4 июля 1886 года петербургская газета "Свет" писала: "Новое увеселительное заведение "Аквариум" начинает входить в моду и собирать довольно многочисленную публику".
Нет, рыбкам здесь тоже было место! Но привлекала народ становившаяся все более разнообразной концертная программа - очень скоро "Аквариум" стал площадкой для выступления зарубежных гастролеров. А неистощимая фантазия Георгия Александровича позволила устраивать в саду такие зрелища, которые пришлись бы по вкусу даже самым искушенным нашим современникам. Запускались аэростаты, устраивались красочные фейерверки и выступления эквилибристов на проволоке. Зимой сад тоже не пустовал - в 1988 году здесь открылся "Ледяной дом", по сути, ставший копией Ледяного дома, который по указу императрицы Анны Иоанновны выстроили в 1740 году на Неве для свадьбы шута Голицына. А зимой 1990 года публика испытала настоящий шок, когда в "Аквариуме" появилась ледяная Эйфелева башня высотой в 35,5 метра, освещенная многочисленными фонарями и эдиссоновскими лампочками. Наверх вели две лестницы, и за рубль можно было подняться на самую высокую площадку ледяной башни и окинуть взором окрестности.

Колыбель кинематографа
Это место на Каменноостровском можно без ложной скромности назвать колыбелью российского кинематографа. Именно здесь состоялся первый в России киносеанс. Афиша, возвещавшая об открытии 4 мая 1896 года очередного летнего сезона в "Аквариуме", повествовала: "Французская опера, оперетки под дирекцией Рауля Гюнсбурга. Знаменитая Мили Мейер! В первый раз с участием всей труппы "Альфред-паша в Париже", опера в 3 действиях, сочинение Роже". И сбоку мелкими буквами: "Первый раз в России. Живая фотография. Синематограф Люмьер. Последние чудеса науки".
- Гюнзбург в свое время был импресарио у Шаляпина, - рассказывает наш "экскурсовод" по истории "Ленфильма" киновед Александр Поздняков. - Сравнительно недавно из библиотеки Монте-Карло мне прислали его мемуары "100 лет воспоминаний... или около того". Надо сказать, Гюнзбург любил присочинить, но первый в России кинопоказ - его заслуга...
Наверное, короткометражки братьев Люмьер вызвали у публики такое же потрясение, которое мастерски передала в своем фильме "Человек с бульвара Каппуцинов" режиссер Алла Сурикова. "Зрелище это вызвало большую сенсацию, и аплодисментам не было конца", - писала на следующий день газета "Сын Отечества". Гюнзбург потирал руки - петербургская публика готова была каждый день щедро платить, лишь бы снова увидеть "живую фотографию".
Ровно 100 лет спустя в "Ленфильме" отмечали вековую годовщину первого киносеанса. Было решено до мельчайших деталей восстановить атмосферу того знакового дня.
- Но я никак не мог найти ту самую оперетту "Альфред-паша в Париже", которую давали перед самым первым в России кинопоказом, - вспоминает Александр Николаевич. - В музыкальном отделе Публичной библиотеки передо мной только руками развели: "Нет у нас такой оперетты. Даже никогда о ней не слышали". Спрашиваю: "А какие произведения Виктора Роже есть?" Мне приносят оперетту "Жозефина, проданная своими сестрами". Открываю и вижу - главный герой Альфред-паша! То есть в "Аквариуме" ее показали под другим названием. Вскоре я принес ксерокопию клавира Станиславу Горковенко.
Вечером 6 мая 1996 года в бывшем театре "Аквариум", где расположился 4-й павильон "Ленфильма", было так же, как и век назад, многолюдно. Очаровательные этуали канканировали на сцене под бравурную музыку Роже. Станислав Горковенко, дирижировавший в этот вечер оркестром, сделал аранжировку второго акта оперетты "Жозефина, проданная своими сестрами". Наконец, музыка смолкла и перед публикой появился Рауль Гинзбург, а в миру всеми любимый Игорь Дмитриев. Торжественная речь о чуде синематографа - и старейший "ленфильмовец" Леонид Ривман, который показывал кино самим Кирову и Ворошилову, начал крутить ручку кинопроектора. Как зачарованная, смотрела на прибытие поезда звезда французского кино Софи Марсо - в те дни она снималась в Петербурге в роли Анны Карениной.
Сейчас об "Аквариуме" напоминает не только название ресторана, расположенного в здании, примыкающем к "Ленфильму" и построенном в 30-е годы XX века. Сохранившиеся фрагменты причудливой лепнины на потолке в 4-м павильоне, старые полы, покоящиеся под несколькими слоями досок, дореволюционные лестничные перила, столовая посуда с эмблемой "Аквариума", хранящаяся в кабинете директора киностудии... Нет уже "Железного театра", деревянной эстрады, полуротонды, но осталось главное - особый магический дух кино.
Анна Кострова " Невское время"12 .05.2007

=======================================================

Бывший театр "Аквариум" -
теперь павильон №4 киностудии "Ленфильм".
Богатую событиями историю «Аквариума» (1886 — 1923) продолжила старейшая отечественная киностудия, в 1934 году получившая название «Ленфильм» («Ленинградский фильм»).
Ее история восходит к 1908 году, когда на Каменноостровском проспекте инженер Владислав Карпинский основал одну из первых в Петербурге кинофабрик (его опередил лишь Александр Дранков).
Фабрика синематографических лент «Омниум-кино» снимала, главным образом, фильмы видовые и хроникальные, которые охотно покупались прокатными компаниями города.
Демонстрировались познавательные и документальные сюжеты В.Карпинского и в театрах Скобелевского комитета, который в 1912 году специально учредил кинематографический отдел.
После Октябрьского переворота все имущество кинематографического отдела, включая технику и киноленты, было передано в ведение Петроградского кинокомитета, который в 1918 году снял первый советский фильм «Уплотнение».
В начале 20-х в особняке князя Елима Павловича Демидова-Сан-Донато, на Сергиевской 30, разместился ПОФКО (Петроградский Окружной Фото-Кино-Комитет), который затем был перекрещен в «Севзапкино» (Северо-Западное областное управление по делам фотографии и кинематографии).
25 декабря 1923 года еженедельник «Театр» сообщал: «П.Т.У. постановило передать помещения б. «Аквариума» Севзапкино для организации в последнем кино-производственного городка».
Тут же сообщалось, что «Киносевером» сделан большой заказ за границей различных киноаппаратов для оборудования большого ателье на ул. Красных зорь. Прибытие этих аппаратов предполагается в начале следующего месяца».
Однако кино в «Аквариуме» снимали и раньше. Дочь тенора Мариинской оперы Александра Давыдова, рассказывала автору этих строк, что в 1918 году Ф.И.Шаляпин приводил ее, восьмилетнюю, в «Аквариум», сниматься в фильме «Победа мая», который ставил Борис Светлов.
Бывший театр "Аквариум" - павильон №4 киностудии "Ленфильм".
А.Поздняков
www.lenfilm.ru/direction.htm

 

© vera-nik-temnikova

Конструктор сайтов - uCoz