«Эксперт Северо-Запад» №24 (53) / 29 окт 2001, 00:00
Expert.ru
Скованные Мульхановым
* Лев Лурье.

Современный петербургский архитектор повязан бедностью и богатыми традициями.
Ленинградско-петербургская элита склонна сетовать на областную судьбу северной столицы. Верно. Но ответственны за такую судьбу не только кремлевские власти - как это часто бывает, наш порок вырастает из нашей же добродетели. Провинциальным петербургское общество делает его догматическая приверженность традициям - в частности, и в архитектуре. А отсюда - мучительная драма исторического центра, являющегося камнем преткновения для любых попыток решить естественные проблемы мегаполиса. Развитие города явно отстает от потребностей современной жизни - нам необходимо обновление, в том числе, архитектурное и градостроительное. И если отказаться от истовости в соблюдении традиции, то можно и сохранить уникальный облик "северной Венеции", и преодолеть комплекс провинциальности.
Виноват Бенуа
В 1902 году, в пику москвичам, Александр Бенуа пишет статью "Живописный Петербург". Руководствуясь принципом "что пройдет, то будет мило", он провозглашает русскую и, в особенности, петербургскую архитектуру от Петра I до Николая I - великой. Для того времени это был абсолютно свежий взгляд: Трезини, Растрелли и Росси считались второстепенными западными архитекторами, а Петербург, соответственно, скромной копией европейских столиц. Но с 1902-го и до нашего времени основным мировоззренческим принципом петербургских зодчих и их заказчиков становится пассеизм. Главное в архитектурном Петербурге - не создать нечто новое, а не испортить старое.
Уже в архитектуре 1910-х годов это стремление искать образцы в прошлом, работать, так сказать, "на фоне" великих, преобладало. Москва начала ХХ века, гораздо менее связанная имперской традицией, украшалась превосходными постройками стиля модерн, а в Петербурге торжествовал ретроспективизм, ориентирующийся на барокко (скажем, нынешнее Нахимовское училище), классицизм (Этнографический музей на площади Искусств) или хрестоматийные мотивы западного зодчества (постройки Федора Лидваля, Владимира Щуко, Мариана Лялевича). Другое дело, что московские эксперименты зачастую оказывались откровенно безвкусными, а Петербург отличался "нестыдным" качеством рядовой застройки - без особых взлетов духа, но и без провинциальной аляповатости.
Эта традиция сохранилась и в советское время. Конструктивизм, представленный в Москве величайшими архитекторами 1920-х годов, в Ленинграде почти что редок. Сталинская архитектура, поражающая и в столице СССР, и в столицах союзных республик своей нечеловеческой монументальностью (в которой, впрочем, иногда проступает настоящее имперское величие), в северной столице по-северному сдержанна. Так, Каменноостровский проспект остается в нашем воображении улицей начала ХХ века, хотя там много и хорошо строили в 50-е годы знаменитые Виктор Фромзель и Олег Гурьев. Да и архитекторам хрущевского и брежневского времени мы можем быть благодарны скорее за то, что они не обезобразили город, нежели за то, что они его украсили. Затиснутые в рамки областного бюджета, связанные по рукам и ногам СНИПами, ГОСТами и номенклатурой продукции домостроительных комбинатов, архитекторы из строительных институтов старались не навредить.
Архитекторы нового, демократического Петербурга оказались скованными теми же идеологемами, которые ограничивали творчество их предшественников и непосредственных учителей. Более того, с 1980-х годов считается, что невозможно построить не только лучше Росси или рядом с Росси, но и лучше техника-строителя Павла Мульханова, построившего в Петербурге при Николае Втором восемьдесят три дома всевозможных стилевых направлений.
Современная архитектурная общественность разделяется в основном на два течения. Консерваторы полагают, что между Обводным каналом и Черной речкой строить вообще нельзя - для них это все равно что вписывать в роман Толстого "Война и мир" новые абзацы.


 

К сожалению, эта стихийно выросшая застройка, пестро включающая в себя и аналоги ингушских сакль (они обычно заброшены, так как хозяева убиты или сидят), и подражания помещичьим гнездам, и удивительные конструкции в стиле бионических форм, и неожиданные вкрапления hi-tech, и образцы, подсмотренные в маленьких городах Новой Англии, и т. п. - вся эта модерновая эклектика не каталогизирована, авторов этих иногда вполне качественных сооружений знают только специалисты.
Всем известно, скажем, что президент Путин побывал в "Русской деревне" в Больших Мандрогах на Свири. Этот Диснейленд на русский лад построен царскосельским предпринимателем Сергеем Гутцайтом для круизных туристов, преимущественно американцев, и производит на них впечатление значительно большее, чем Кижи и Валаам. Это связано не только с общеизвестным невежеством и провинциальностью жителей США, но и с замечательной архитектурой Ивана Князева. Этот великолепный, слегка иронический стилизатор сумел построить некое подражание не русской деревне, а строениям архитектора Виктора Гартмана, который в 1870-е годы стремился таким способом передать русский дух (тоже в основном для иностранцев). Тот же Князев построил и собственный дом предпринимателя Гутцайта в Тярлево, стилизуя неоклассицизм 1910-х годов.
И в петербургской архитектуре основные достижения, скорее, связаны с малыми формами - назовем, например, принятый проект архитектора Игоря Матвеева и скульптора Каминкера - "Памятник женщинам-бойцам ПВО", удачно вписанный в пространство между Белозерскими банями, улицами Ленина и Кронверкской на повороте линии трамвая. Памятник этот включает в себя в качестве элемента брандмауэр и напоминает, скорее, жесткую немецкую традицию, восходящую к экспрессионизму.
Петербургский взгляд на Москву завистлив и исполнен комплексов. Но отличие двух столиц в том, что в Москве современная архитектура есть, а в Петербурге, в общем, нет. Другое дело, что москвичи уже более ста лет чувствуют себя гораздо более свободными и не скованными городской средой. Московская среда эклектична по определению, она поглотит и переварит и церетелиевского Петра, и шемякинских монстров. В Петербурге же разгуляться труднее - любой чугунный городовой или Тургенев выглядит бельмом. Но и пребывать вечными учениками и подражателями тоже невозможно.
Вообще, центр Петербурга гораздо больше нуждается в смелых градостроительных, чем архитектурных решениях. Важнее новый мост, чем новая церковь, трасса-дублер Невского, а не очередная пешеходная зона. Магистрали закупориваются без подземных и надземных пешеходных переходов и туннелей. Всякая новая застройка в районе "золотого треугольника" и на парадных набережных исключительно рискованна, как, впрочем, и еще более разрушительные радикально ретроспективистские идеи (сооружение канала вокруг Инженерного замка).
Центр - это наша нефть, или, если угодно, чернозем. Самый большой исторический город Европы способен приносить дивиденды скорее не за счет перестройки, а за счет осторожной реконструкции, простого приведения в порядок, ремонта. Понятно, что риэлтерам и девелоперам сладко построиться именно в центре. Но во-первых, и в исторической части города есть зоны, вполне позволяющие точечные вкрапления (а иногда и строительство целых новых кварталов - промзона Петровского острова, Аптекарский остров - ближе ко Дворцу молодежи, Крестовский вне Приморского парка Победы, Васильевский от 8-й линии до Гавани, куски между Суворовским проспектом и Невой).

Петербург - четвертый по величине город Европы. Второй - на постсоветском пространстве. В отличие от Берлина и Лондона он не был разрушен бомбежками, в отличие от Вены имеет огромный исторический центр и в отличие от Парижа не имел барона Османа. Поэтому западный опыт применим здесь скорее к интерьерам и градостроительным решениям, нежели к застройке как таковой.
 

Надо сказать, что свойственное рококо сочетание "исторического" фасада и современной, иногда вызывающе авангардной, начинки здания в городе опробовано и иногда вполне удачно. Например, выполненные итальянскими мастерами в стиле "третьей империи" интерьеры клуба "Талеон" или разнообразные, но всегда остроумные работы Андрея Дмитриева (ресторан "Ресторан", "Старое кафе", клуб "Лаборатория"), или минималистский интерьер клуба "Манхэттен". Отдельного разговора заслуживают интерьеры реконструированных квартир, менее помпезные, чем в Москве, но включающие в себя все достижения современной техники.
Путь изнутри вовне, от функции к фасаду вообще естественен для архитектуры. И как кажется, гораздо лучше сочетается с общим городским патриотизмом - ведь в отличие от фасадов большинство интерьеров не уцелело. Калечащий комплексный капитальный ремонт расчистил поле для ничем не ограниченной архитектурной фантазии.

 

© vera-nik-temnikova

Конструктор сайтов - uCoz